Чем стартап отличается от работающего бизнеса

Слово стартап стало последнее время настолько модным, что его как мантру повторяют от мало до велика люди совершенно разных интересов, профессий и возрастов.

Я часто сидя в какой-нибудь кофейне за соседним столиком слышу как какой-нибудь молодой человек с гордостью заявляет своему собеседнику: “Я делаю стартап!”.

Cтартапы породили целую индустрию, стиль жизни и идеологию развития бизнеса. Так чем же стартап отличается от обычного бизнеса?

На самом деле, конечно стартап это неотъемлемая часть бизнеса, вернее новаторская идея бизнеса, которая нуждается в подтверждении прибыльности и быстрой масштабируемости бизнес модели. По сути как только стартап решает эти вопросы, он становится работающим бизнесом. Еще часто стартап отличает направление инновационного подхода, то есть идея по новому решает удовлетворение потребностей пользователя, а зачастую разрушает старые более консервативные и сложные подходы. Не зря рядом с понятием стартап всегда соседствует английское слово “distruption”, то есть разрушение старых привычных методов.

Особой чертой венчурного стартапа является его способность к быстрому и долгому росту. Рост обуславливается величиной выбранного рынка, скоростью и стоимостью привлечения платящих клиентов, способностью быстро и безболезненно менять направления и способы. Поэтому при развитии стартапа в отличии от начала традиционного бизнеса, всегда возникает больше неизвестных, которые нужно подтвердить и превратить в особые преимущества.

Конечно стартапы очень сильно отличаются друг от друга. И это не обязательно интернет проекты. Стартапы успешно запускаются и в привычных промышленных отраслях. Они могут быть на уровне ремесла создателя, рождаться на основе потребности основателя или рождаться на основе экспертизы крупной компании.

Сегодня при наличии огромного количества книг и публикаций на тему стартапов, работающих фондов и акселерационных программ, часто у молодых основателей создается впечатление что существуют стопроцентные методики которые всегда правильно работают, однако как и в жизни вообще, все значительно сложнее.

Опыт стартап индустрии показывает, что помимо разных “правильных” методик, часто важна вера и воля основателей, способность к быстрым изменениям, сплоченность команды. История показывает массу примеров, когда блестящие и прибыльные идеи так и оставались идеями так как основатели выгорали или не умели правильно выбирать цели для развития. Некоторые идеи просто рождались слишком рано и потенциальные пользователи не были к ним готовы. Некоторые проекты годами лишь подогревали рынок и служили топливом для взлета последующих проектов.